Ветеран цирка Илья Березин: «вне арены – не значит вне жизни…еще будет парад-алле!»

Помните слова песенки Суок из известного фильма «Три толстяка»: когла глядишь с каната вниз, когда кричат с восторгом «би-иис!», когда в рядах гуляет смех – мы, циркачи, счастливей всех»? Пожалуй, у каждого из нас самые яркие образы детства связаны с посещением цирка. И совершенно неважно было ли это красно-желтое полотно высокого купола шапито или белое каменное здание. Мы, зрители, глядели на алый бархат арены в ожидании захватывающего зрелища, которое спустя долгое время будет являться к нам в грезах. Кто из нас не помнит легендарные «круги смерти», в которых мотоциклисты ездили внутри громыхающей решетчатой огромной корзины и удерживали равновесие на отвесных ее стенах? А фантастические «женщины-змеи», будоражащие сокровенные мечты взрослых зрителей и неизменно вызывающие восторг малышей! А какими неистовыми аплодисментами мы награждали шаривари – кавалькаду артистов - в самом начале представления, предвкушая магию цирковой программы!

Да, мы любим цирк за невероятное мужество воздушных гимнастов и замираем на вдохе, когда артист совершает апфль в конце номера – срывается из полусферы вниз, успевая в последний момент повиснуть на прикрепленной веревке. Мы хохочем вместе с нашими детьми или родителями над искрометным юмором клоунов. Мы обожаем цирк за жажду экспериментов в акробатических номерах, ловим взглядом сверкающие булавы и легкое перышко, плавно падающее из колышущегося волшебного веера канатоходца. Мы позволяем нас дурачить фокусникам, радуясь их трюкам и смеясь над самими собой. Мы восторгаемся мощью атлетов и отважным вольтижированием наездников. Нас манят терпкие запахи, экзотические животные и птицы, работающие номер под умелой рукой бесстрашных дрессировщиков. Мы впитываем в себя на всю жизнь это вечно зовущее, шумное и незабываемое зрелище – цирк, с его реалистичностью и пьянящим волшебством, взрывающимися петардами и горстями цветных конфетти. Мы живем им так, что для некоторых из нас он становится судьбой. Такие люди, отдавшие жизнь цирку, есть и среди подопечных МБФ «Еврейский Хэсэд «Бнэй Азриэль». И сегодня герой нашего рассказа – ветеран цирка, режиссер-инспектор манежа Илья Маркович Березин.

Илья Маркович родился в одесской цирковой династии. Его дедушка был циркачем еще при «господах»: работал в цирке, который был подарен одним щедрым, богатым одесситом своей жене. В семье дедушки было два сына, один из которых – Марк Березин – продолжил дело отца, став акробатом и жонглером. Вполне ожидаемым было и то, что женой Марка Березина стала девушка из цирка. Для себя и своей любимой жены Марк разработал номер, в котором позже принимал участие 7-тилетний сын Илья. Много позже, уйдя на пенсию, родители подарили ему этот номер, с которым талантливый акробат и жонглер выступал в разных манежах необъятного Советского Союза и зарубежом. В детстве и юности Ильи было так много гастролей и переездов, что мальчик сменил более 80 школ! Однако частая смена коллектива и преподавателей не сказалась на успеваемости ребенка – Илья хорошо окончил школу и полностью отдал свое время любимому цирковому делу. По словам Ильи Марковича, папа был лучшим учителем и партнером. Он был автором и режиссером номеров, учил и жену, и сына тонкостям циркового ремесла.

Одаренный юноша выступал в программах с известными артистами цирка, в том числе с Игорем и Эмилем Кио, которые со временем стали его добрыми друзьями. Но как случилось, что талантливый акробат стал режиссером-инспектором манежа? Ведь в большинстве случаев шпрехшталмейстер (с советских времен – инспектор манежа) – бывший артист цирка, вышедший на пенсию. Почему так? Ведь по мнению неискушенных зрителей, инспектор манежа - это тот человек, который в черном пафосном фраке объявляет красивым голосом номера артистов и ничего, кроме конферанса, больше не делает. Но на самом деле это не так.

Для артистов инспектор манежа – это зоркое око арены и надежное плечо во время выступлений. Многие циркачи могут благодарить за свои спасенные жизни именно инспекторов манежа, в чьи функции входит наблюдение за выполнением правил техники безопасности во время представления, организация репетиций, контроль униформистов, выносящих реквизит и готовящих следующий номер. Ответственность инспектора манежа велика. Посудите сами: он всегда должен быть начеку, поскольку может помочь артисту, если у того что-то в номере идет не по плану. Инспектор манежа должен иметь прекрасное самообладание и хладнокровие – довольно часто ему приходится общаться с животными, которые находятся вне клетки, не будучи их дрессировщиком! Одновременно, он должен обладать блестящим чувством юмора: участвуя в клоунских репризах, он подыгрывает артистам. Также, что немаловажно, ведущий циркового представления держит ритм всего выступления, делая его динамичным, а в неожиданных случаях именно этот человек обязан предотвратить панику среди зрителей.

«Однажды звукорежиссер во время выступления в одном из городов попросил меня объявить номер Кио. По каким-то причинам инспектора манежа в этот момент не было. Я объявил этот номер, а также и другие номера. А в следующий раз уже вел всю программу. В 1977 году, в возрасте 27 лет, поступил в Москве на курсы «режиссер-инспектор манежа». По окончанию курсов работал и в своем номере, и в качестве ведущего циркового представления. А с 1981 года я стал «чистым» режиссером-инспектором манежа», – делится с нами Илья Маркович. Очень часто наш гость принимал участие в номерах всемирно известных иллюзионистов Игоря и Эмиля Кио. Так, например, был трюк «телефонная будка», во время которой на арене стояло две бутафорские будки. «Я спрашивал у Кио «Можно ли мне позвонить?» … Мобильных в те времена не было… Иллюзионист разрешал. Я заходил в одну будку, а спустя минутку выходил из другой, которая стояла поодаль. Многие знакомые меня спрашивали: в чем секрет? Но я никогда и никому не раскрывал тайны», – улыбается Илья Маркович. Очень много цирковых историй помнит наш гость за 25 лет своей работы на должности режиссера-инспектора манежа. Все их невозможно написать в одной статье. Да и стоит ли? Мы уверены, что творческая встреча с этим удивительным человеком, полным энергии и обаяния, даст вам, дорогие читатели, достаточно поводов для приятных впечатлений. А мы рады пригласить вас на эту встречу, которая начнется в 14.00 в нашем клубе 24 апреля 2018 года. Приходите! Ждем вас!