Праздник Пурим

 В еврейских культурных традициях Пурим считается одним из наиболее жизнеутверждающих, зрелищных, светлых и радостных праздников. Он символизирует победу еврейского народа над врагами, которые замышляли его погубить.

По размаху празднования в Израиле торжество можно сравнить с привычным для нас Новым годом. Отмечается оно 14-15 числа месяца адар в соответствии с иудейским летоисчислением, и дата является подвижной. Праздник продолжается в течение 2 дней, а им предшествует 3-дневный пост. Официально эти дни не считаются выходными, поэтому работать не воспрещается. Традиция празднования уходит корнями во времена существования Персидской империи. В 355 г. до н.э. ею управлял царь Ахашверош. Он был женат на красавице Эстер – представительнице еврейского народа, о чем царь не знал. Советником при дворе служил Аман. Он был могущественным и тщеславным, требуя выражать почтение к себе преклонением колен. Не выполнять эту прихоть осмелился лишь Мордехай – дядя Эстер. Разгневанный царедворец убедил царя расправиться с евреями империи, и царь подписал соответствующий указ. Аман бросил жребий (пур), чтобы определить дату его выполнения (так возникло название Пурим). Мордехай убедил племянницу уговорить мужа изменить свое решение. Она устроила для царя и Амана пир, напоив советника вином. Тот был уверен, что ему оказывают великую честь. А тем временем Эстер вымолила у мужа прощение для еврейского населения. Указы правителя не подлежали отмене, и ему пришлось издать иной указ. Евреям предоставлялось право защищать свою жизнь и имущество. Так Эстер своим самопожертвованием спасла еврейский народ от истребления. Отмечать начинают при наступлении сумерек. Люди выходят на улицы в праздничных одеждах и поздравляют друг друга: «Хаг Пурим Самеах» («Счастливого праздника Пурим»). Посещение синагоги в этот день является обязательным правилом: сначала вечером, а затем утром следующего дня. Там читается Мегилат Эстер («Свиток Эстер») с описанием событий, которые заложили основы праздника. Во время чтения посетители должны быть внимательными и молчаливыми. При произнесении благословений следует отвечать: «Амен!» Заслышав имя Амана, слушатели выражают свое отношение свистом, топаньем и верчением специальных трещоток. После посещения синагоги устраиваются пышные застолья с распиванием вина. Этот день считается таким, в который еврей просто обязан выпить. Причем винопитие сверх меры не возбраняется. Обязательным атрибутом трапезы является треугольное печенье с начинкой из мака и меда или джема («уши Амана»). Его обязательно пробуют члены семьи, получают в дар родственники и нуждающиеся. Делать пожертвования беднякам в Пурим считается достойным делом для каждого еврея. За время существования праздника образовался целый пласт фольклора в виде «пуримской» литературы. Не обходится веселье без театральных представлений, воспроизводящих историю. Люди надевают карнавальные наряды, выходя на улицу. Допускается переодевание мужчин в женские одежды и наоборот, что в другие дни делать запрещается. В еврейской традиции считается, что с приходом месяца адар у евреев прибавляется радости. Это означает отношение к понятию, привычно называемому «судьбой». Но они не провозглашают благом безмолвное следование течению жизни, а допускают возможность людей влиять на свое счастье и благополучие. Пурим уравновешивает тревоги и испытания, которые окружают еврейский народ на протяжении года. Поэтому в эти дни нужно демонстрировать безудержный оптимизм, искрометный юмор, безоглядное веселье.
А мы поздравляем каждого еврея с этим праздником и желаем благоденствия, единства, благополучия, хорошего настроения! Хаг Пурим самеах!