Праздник Симхат Тора - радость Торы!

Шмини Ацерет и Симхат Тора завершают череду осенних еврейских праздников. 

 

В Торе сказано, что на восьмой день от начала праздника Суккот будет еще один отдельный, самостоятельный праздник. 

 

Его название показывает, что на восьмой день (шмини) кого-то задержали (ацерет). 

 

Кого задержали и зачем? 

 

Приводят такой пример. Царь пригласил своих детей на семидневный пир. Когда пришло время расставания, царь сказал: «Дети, я хочу обратиться к вам с просьбой. Пожалуйста, задержитесь еще на один день». 

 

 

Так и в Торе говорится: «На восьмой день будет у вас праздник». Мудрецы постановили, что в этот день — Шмини Ацерет — евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и начинать чтение ее с начала. Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент — Симхат Тора — праздник завершения цикла чтения Торы. 

 

Симхат Тора в переводе означает — Радость Торы

 

Тора состоит из пяти книг, из 54 «еженедельных глав», читаемых в течение всего года. В день праздника в синагогах завершается и вновь начинается годичный цикл чтения. 

 

Из ковчега вынимают свитки и семь раз проходят с ними вокруг возвышения в центре синагоги. Шествие сопровождается радостными песнями и плясками, которые продолжаются до глубокой ночи. Начинают чтение в Шмини Ацерет и заканчивают в Шмини Ацерет. Во всех еврейских общинах, от Тель Авива и до Нью Йорка, от Москвы и до Йоханесбурга, в Буэнос Айресе, Маракеше или Тбилиси, везде можно встретить танцующих вокруг свитка Торы людей.  Вокруг свитка водят круги, а когда не хватает места в синагоге, радостная толпа людей выливается на улица и продолжает празднество там.

И так весь народ поступает уже почти две тысячи лет (до этого евреи читали и изучали Тору по другой системе). Во времена существования Храма в Восьмой день совершался обряд возлияния воды на жертвенник, сопровождавшийся просьбами о даровании дождя в наступающем году.

Даже в самые трудные времена, евреи всегда танцевали и радовались вместе с Торой. В многих книгах посвящёных Катастрофе можно прочесть о том, как евреи праздновали Симхат Тору в гетто, в лесах и в убежищах. Даже в концлагерях.

Симхат Тора - народное празднование

Самое потрясающее это факт, что сам праздник Симхат Тора не является заповедью. О нем нет упомянания в пятикнижии Торы, в Книге Пророков и даже не в Талмуде. Этот праздник был создал сам еврейский народ, который решил радоваться и веселиться в день окончания годового чтения Торы. Так что Симхат Тора является праздником еврейской спонтанности, праздником взрыва чувств, находящихся в глубине души каждого еврея.

В Талмуде написано:

"Многие воды не смогут погасить любви" (Песнь Песней) - "Любовь это Тора" (Трактат Сота, 21).

Это строки верно отражают весь смысл и внутреннее значение вышеприведенного. Тот, кто ищет объяснение радости евреев на праздник Симхат Тора, может объяснить её только языком любви. Язык любви является самым особенным языком на нашей планете. Любовь рождается не из холодного расчёта, реалистичного объяснения или соображений целесообразности. Любовь это внутреннее интуитивное знание, которое нашёптывает тебе внутренний голос: "Это именно то!"

Чувство любви и радости объединяет всех тех, кто учит Тору на протяжении поколений. Они выражают свои чувства теми же словами, что и наши мудрецы тысячи лет тому назад, и что молодежь изучающая Тору сегодня. Ни прошедшие поколения, ни превратности времени, ни разницы между культурами ни географическое расстояния не смогли изменить или уменьшить это чувство, которое вызывает Тора. И потому Она - правда. В любой ситуации, в любом поколении, нас всех ведёт одно чувство - Любовь.

 

Сейчас, во времена пандемии COVID-19 мы продолжаем радоваться Торе и отмечать этот замечательный еврейский праздник! Поздравляем вас, друзья! Пусть радость, любовь и единство еврейского народа пребудут вовеки! Хаг самеах!