Ту бі-Шват, 15-е число єврейського місяця Шват у 2021 році припадає на 28 січня. Це свято відомо як "Новий рік дерев". Пропонуємо цікаву розповідь "Сім плодів" (на підставі праць Любавичеського Ребе).
Текст надано у авторській редакції.
Семь плодов
Основано на трудах Любавического Ребе
Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в страну хорошую, в страну водных потоков... в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда. (Пятикнижие, книга Дварим, 8:8)
Наши мудрецы рассказывают, что вначале все деревья были плодоносящими (то же самое будет и в эпоху Машиаха). Деревья, не дающие плодов - это признак несовершенного мира, потому что смысл жизни любого дерева - это его плоды.
При том, чтоТора называет человека "деревом полевым" (Дварим, 20:19), а фрукты являются главным достижением дерева, существуют семь видов плодов, которые являются венцом плодоношения. Это семь плодов, которые выделены Торой как основные символы плодородия святой Земли Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.
В 15 день еврейского месяца Швата мы отмечаем Новый Год Деревьев. В этот день мы отмечаем праздник не только деревьев вокруг нас, но и "дерева" нашей души, используя семь вышеперечисленных растений в качестве символа различных компонентов человеческой жизни.
Пища и корм
В Каббале говорится, что у каждого из нас есть две души: животная душа, воплощение наших естественных эгоистических интересов, и Б-жественная душа, воплощение наших духовных желаний - стремления выйти за пределы собственного "Я" и соединиться с тем, что неизмеримо выше.
Животная душа присуща всем живым существам и несет в себе инстинкт самосохранения и продолжения рода. Но человек - это не просто чрезвычайно развитое животное, некоторые его свойства уникальны. Это те самые качества которые мы получаем от нашей Б-жественной души. Там, где мы выходим за рамки естественных эгоцентричных потребностей и желаний (как выжить в этом мире, как обзавестись едой, убежищем, деньгами, властью и уважением), мы перестаем быть всего лишь представителем животного мира и начинаем осознавать свою уникальность.
Но это не означает, что мы должны отвергнуть животную душу ради Б-жественной. Обе эти души являются необходимой частью смысла и цели нашей жизни.Развивая в себе Б-жественное, чтобы возвыситься над сугубо животным, мы должны также совершенствовать и очищать нашу животную сущность, развивая конструктивные аспекты собственной "самости" (такие как уверенность в себе, храбрость, настойчивость), и одновременно выводя из себя все эгоистичное и скверное.
В Торе пшеница считается основой человеческой пиши, в то время как ячмень - типичным кормом для скота.1 Таким образом, "пшеница" символизирует наше старание взрастить человеческое в нас, питать наши духовные устремления - суть человеческой природы. "Ячмень" же символизирует наши старания питать и развивать нашу животную душу - задача не менее важная в нашей жизни.
Радость
Пшеница и ячмень, два вида злаков среди "семи растений", являются главными элементами нашего внутреннего устройства. За ними следуют пять фруктов - "аперитив" и "десерт" нашего духовного меню, которые добавляют вкус и аромат к нашим основным стараниям развить животную и Б-жественную души.
Первый фрукт - это виноград, определяющим качеством которого является ощущение радости. Как сказано в притче Йорама2: "мое вино, которое радует Б-га и человека".
Радость - это раскрытие. Человек в радости или без нее обладает одними и теми же душевными качествами: те же знания и умственные способности, та же любовь и ненависть, те же желания и страсть. Но когда человек испытывает чувство радости, все это становится гораздо ярче: сознание интенсивней, любовь глубже, ненависть острей, желания более агрессивны. Эмоции, которые в обычное время не очень-то заметны, проявляются в полной мере. Как говорит Талмуд: "Входит вино - выходит наружу сокрытое".
Безрадостная жизнь может быть полной, но это будет мелкая жизнь: все, вроде бы, на месте, но очень поверхностно. Обе души содержат огромный запас понимания и ощущений, которые могут никогда не выйти наружу, потому что их ничто не стимулирует. Виноград символизирует элемент радости в нашей жизни - той радости, которая стимулирует наши возможности и добавляет глубину, цвет и энергию всему, что мы делаем.
Сопричастность
Мы можем заниматься каким-то делом очень серьезно. Мы можем даже делать это с радостью. Но делаем ли мы это с полной самоотдачей?
Самоотдача - это больше, чем делать что-то правильно, больше, чем работать в полную силу. Самоотдача означает, что мы заботимся о том, что мы делаем, вкладываем в это самих себя. То, что мы делаем, влияет на нас самих - хорошо или плохо.
Фига, четвертый из "семи растений", это также "плод Древа Знания Добра и Зла", который съели Адам и Ева, совершив тем самым первый в истории грех. Как объясняется в учении хасидизма, знание (Даат) какого-то объекта предполагает тесную сопричастность с этим объектом (как в словах "и Адам познал свою жену"). Грех Адама произошел из-за того, что он не мог примириться с тем, что существуют некоторые вещи, от которых он должен держаться на расстоянии. Он хотел связать себя со всем, что создано Всевышним, познать каждый уголок Б-жественного мира. Даже зло, даже то, что Творец объявил лежащим за пределами дозволенного.
Этот плод был самой разрушительной силой в истории человечества. Инжир, в его не менее сильном созидательном проявлении, представляет собой возможность глубокого личного участия в каждом положительном деле – возможность соединиться с тем, что мы делаем.
Действие
"Губы твои - как алая нить", - говорит царь Соломон, прославляя любовь Б-жественного жениха и Его невесты - народа Израиля, - "Твои уста милы; твой висок - как долька граната в твоих волосах"3. Как объясняет Талмуд, гранат является символом истины о том, что"даже "пустые" среди вас, полны хороших поступков, как гранат полон семян."
Гранат - это не только образец целого, содержащего много деталей, но также объяснение того парадокса, как человек может быть пустым и в то же время может быть полон хороших поступков.
Гранат - это очень ячеистый фрукт: в каждом гранате есть сотни семян, закрытых мякотью, разделенных между собой толстой мембраной. Аналогично этому, человек может делать добрые дела, много добрых дел, и тем не менее они могут быть изолированными действиями, не влияющими на его сущность и характер. Он может обладать многими хорошими качествами, и все же они не становятся его сутью. Он может быть переполнен хорошими поступками, при этом оставаясь морально и духовно пустым.
И если инжир представляет собой возможность полного сопереживания и отождествления себя с нашими поступками, то гранат - это его противоположность. Он символизирует нашу возможность перехитрить самих себя и действовать на уровне, превосходящем наш внутренний духовный уровень. Это способность добиваться вещей, несовместимых с нашим состоянием на данный момент.
Гранат - это лицемерие в самой благородной форме, нежелание примириться со своим духовным и моральным состоянием, определяемым нашими нынешними свойствами. Желание действовать благороднее и возвышеннее, чем мы есть на самом деле.
Борьба
Для большинства из нас, жизнь - это борьба. Мы боремся, стараясь проявить свое я, вырываясь из под влияния родителей и нашего окружения. Мы боремся, пытаясь найти подходящего супруга, а потом боремся за то чтобы сохранить семью. Мы боремся, воспитывая наших детей, а потом боремся с ними, когда они взрослеют. Мы боремся, стараясь заработать побольше денег, а потом боремся с комплексом вины за наше благополучие. И все это накладывается на постоянный процесс борьбы животного и духовного в нас, борьбы между нашими внутренними инстинктами и стремлением превзойти себя и прикоснуться к Б-жественному.
Маслина олицетворяет в нас то, что раскрывается и расцветает в борьбе, упивается борьбой, не мыслит жизни без борьбы. Точно так же, как оливки, говорят наши мудрецы, дают масло только под прессом, так и мы проявляем лучшее в нас только под давлением жизненных испытаний и внутренних противоречий.
Совершенство
Точно так же, как инжир является противоположностью граната, маслины в нас контрастируют с седьмым фруктом - фиником, олицетворяющим собой мир, спокойствие и совершенство.Несмотря на то, что мы проявляем лучшее в себе под давлением невзгод, в то же самое время в нашей душе есть потенциал, способный полноценно проявиться лишь тогда, когда мы находимся в состоянии мира с самими собой, когда мы достигаем баланса и гармонии противоречивых компонентов нашей души.
Как сказано в Псалмах (92:13): "Цадик (праведник) расцветет как финиковая пальма". В книге Зогар говорится, что некоторые виды финиковых пальм начинают плодоносить только после 70 лет жизни. Человеческий характер состоит из семи основных качеств, каждое из которых в свою очередь состоит из десяти подклассов. Таким образом, цадик, который "расцветает" после 70 лет - это плод абсолютного спокойствия, продукт души, каждый аспект и нюанс которой был очищен и доведен до полной гармонии с самим собой, с ближними и с Б-гом.
Хотя маслины и финики описывают противоположные особенности характера, обе эти особенности уживаются в каждом человеке. Ибо даже когда мы боремся изо всех сил, мы можем найти утешение и поддержку в невозмутимом совершенстве, таящемся в глубине нашей души. И наоборот, находясь в состоянии полного спокойствия, мы всегда можем бросить вызов самим себе, который подтолкнет нас к еще большим достижениям.
Адаптировано из трудов Любавичского Ребе Янки Таубером, перевод с английского Й. Крупенина. Источник: "Сефер Асихот 5750", т. I, сс. 273-282; "Сефер Асихот 5752", т. I, сс. 325-328.