По зову шофара: поаздничные концерты в киевском хэсэде

У этого праздника мало чего общего с привычным для нас пониманием Нового года. Никакого шампанского и мандаринов, никаких фейерверков. Рош Ха-Шана – это время переосмысления прожитого, покаяния и надежды на будущее. Главная задача человека в эти праздничные дни – вспомнить обо всем, что случилось за год, прислушаться к голосу совести, признаться себе во всех своих недобрых поступках и искренне в них раскаяться. Праздником Рош Ха-Шана начинаются 10 дней молитв и раскаяния, называемые «Дни трепета». Их кульминацией становится следующий праздник – Йом-Киппур – день примирения. Считается, что в начале этого периода Бог восседает на престоле справедливого судьи и внимательно оценивает поступки всех людей. Но затем Бог "пересаживается" на престол милосердия и дает людям еще один шанс исправиться. Самым ярким событием праздника является трубление в шофар – бараний рог. Это действо глубоко символично. Звук шофара призывает верующих на Б-жий суд. Но бараний рог напоминает и о том агнце, которого Авраам принес в жертву вместо своего сына Исаака. Это символизирует готовность каждого верующего к самопожертвованию. Существуют и другие толкования этого обычая. Считается, что звуки шофара достигают небес и сбивают с толку сатану, который в этот момент докладывает Богу обо всех человеческих грехах. Обвинителя оглушают трубные звуки и он не может прочесть весь свой обличительный список. На протяжении двух праздничных дней евреи ходят в синагогу, чтобы молиться и слушать священные звуки шофара, взывающего к человеческой совести. В эти дни решается, каким будет следующий год для каждого члена общины. Кого-то ждет удача и почет, а кого-то горе и болезни. Еще один обряд, связанный с еврейским Новым годом, называется ташлих и символизирует избавление от грехов уходящего года. Верующие собираются на берегу какого-либо водоема, читают молитвы и вытряхивают в воду крошки из карманов, как бы скармливая свои грехи рыбам. Каббалистическая трактовка значения Рош ха-Шана также имеет особое значение. Необычность этого подхода в том, что еврейские праздники каббала напрямую связывает с понятием «объединение». В каббалистической литературе это объясняется с помощью особого языка, который сам по себе требует объяснения и изучения. Чтобы преодолеть эту проблему, ниже предлагается объяснение праздника Рош ха-Шана в адаптированном изложении, основанном на аналогиях. В канонических источниках говорится, что на Рош ха-Шана появился первый человек — Адам. Прежде всего, определимся, кто он. Согласно самой распространенной версии — это библейский персонаж, обитатель райского сада. Иногда о нем говорят, как о реальном человеке, жившем в доисторические времена. И наконец, в специальной каббалистической литературе Адам — это особая структура, так называемая, «общая душа». Спрашивается, какая из этих версий правильная? Как ни странно — все три. Может удивить такое обилие абсолютно не связанных между собой ролей у одного объекта. На самом деле, удивляться тут нечему. Каждый из нас живет одновременно в разноплановых реальностях, только мы не обращаем на это внимание. Человек может быть одновременно: отцом семейства, персонажем интернет-игры, а также номером в мобильном телефоне. Важно не то кем мы считаемся в данный момент, а то, что нами на самом деле движет. Можно проиллюстрировать вышесказанное следующей аналогией. Любое изображение на экране компьютера, будь то восход солнца или графическая таблица, появляется благодаря непонятным простому смертному значкам-иероглифам проставленными программистом. Адам — это та программа, которая управляет уникальной системой известной нам под названием «человечество». В свое время программа дала сбой. Не будем говорить сейчас, почему так произошло, поскольку это отдельная, большая тема. Скажем лишь, что на языке Торы это событие называется «прегрешением Адама», а на языке каббалы — «разбиением». В действительности, мы так сегодня себя и ощущаем — отдельными не связанными между собой человеками (объектами). Призвание каббалы — помочь человечеству когда-то монолитную систему Адам реставрировать. Считается, что это, по сути, самовосстановление позволит вывести систему и входящие в нее элементы на уровень порядком выше, чем они были до разбиения. Показательно, что имя Адам расшифровывается сочетанием слов — «Эдомэ ле эльен», то есть «Уподоблюсь Высшему». Название праздника «Рош а-Шана» — дословно «Голова года» — говорит о том же. Стать «головой», значит подняться на уровень выше. По этой причине на праздник принято есть голову рыбы. Тем самым подчеркивается, что мы хотим быть головой, а не хвостом. Гранатные зерна олицетворяют отдельные части, то есть нас с вами, которые должны стать единым целым. Яблоки с медом — говорят об исправлении (подслащении) отдельных элементов. Важно отметить, что единение, с точки зрения каббалы, строится не на стирании отличий между объектами, а, если можно так сказать, на подъеме над этим различиями. В этом, кстати говоря, коренное отличие от всех тех видов объединения, которые нам известны. Каббала вообще категорически против любого вида принуждения и изменения того, что дано нам от природы. Почувствовать дух и силу единства помогли нам и нашим подопечным концерты, организованные в клубе фонда. Желание поздравить друг друга с праздником Рош ха-Шана было настолько велико, что праздничный концерт был проведен дважды. Оба раза зал был полон. Всех зрителей со сцены поздравляли Эмиль Крупник, заслуженный артист Украины Михаил Полоз, Михаил Стрижевский, ВИА «Симха», Элла Малахова, Василий Чёрный, дуэт «Нигун» (Ирина Сидоровская и Елена Винн), Феликс Шустер и Танцевальный ансамбль «Шаг вперёд». Каждый номер сопровождали бурные аплодисменты, а в конце замечательного действа любимые артисты и наши дорогие подопечные желали друг другу хорошего и сладкого года. Мы присоединяемся ко всем прозвучавшим пожеланиям! Шана Това, дорогие друзья!

Читайте также

Архив