• Шавуот: низшие поднялись к небесам, а небеса опустились к земле

    Для каждого еврея одним из величайших событий в истории нашего народа и человечества в целом стал день Синайского Откровения. В этот день в 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н.э.) Б-г даровал евреям Тору и Десять Заповедей — морально-этическую основу всей человеческой цивилизации. И мы в этот день празднуем Шавуот. Это название дано в Торе и буквально означает «недели». Это связано с тем, что его отмечают после отсчета семи недель, начиная со второго дня Песаха. В Талмуде употребляется также название Ацерет («завершающий праздник»), выражающее идею о том, что день дарования Торы неразрывно связан с днем нашего освобождения из рабства.

    Сущность Синайского Откровения может быть выражена словами самого царя Давида о том, что в момент дарования Торы небеса встретились с землей: «низшие поднялись к небесам, а небеса опустились к земле».

    Да, Шавуот отмечается как годовщина Синайского Откровения, но это не единственное важное событие, связанное с этим днем. Шестого сивана, в Шавуот скончался царь Давид, псалмопевец и основатель царской династии, которая будет увенчана Машиахом. А два с половиной века тому назад к этим событиям прибавилось третье – уход из этого мира основателя хасидизма, рабби Исраэля Баал-Шем-Това.

    История Давида отмечена двумя важными моментами: во-первых, он был первым царем, который правил всем народом Израиля и основал вечную династию еврейских царей, к которой, в конце концов, вернется власть. Во- вторых, хотя честь воздвигнуть Храм выпала на долю его сына, Шломо, Давид спроектировал Храм и заложил его основы. Обе эти заслуги (царство и Храм) характеризуют деятельность Давида как непрерывное усилие, направленное на то, чтобы возвысить землю и человека и приблизить их ко Всевышнему.

    Баал-Шем-Тов же посвятил жизнь тому, чтобы «опустить небеса», привлечь Б-жественное в мир, приблизить Б-га к людям. Собственно говоря, самая суть учения хасидизма состоит в том, чтобы сделать присутствие Б-га в мире (по Его воле сокрытое от человека) явным, зримым и осязаемым для каждого.

    Хасидская история рассказывает, как один из мудрецов на долгое время покинул дом и молодую жену, чтобы учиться в Межирече у рабби Дов-Бера – ученика и преемника Баал-Шем-Това. По возвращении на саркастический вопрос тестя: «Чем ты там столько времени занимался?» — он ответил: «Там я узнал, что Б-г есть!» Удивленный и разочарованный тесть позвал кухарку и спросил ее, есть ли Б-г, на что та с уверенностью ответила: «Да, господин мой, Б-г есть». Тесть повернулся к зятю и язвительно заметил: «Стоило ли ради этого покидать дом, ведь даже кухарка верит в Б-га?!». Зять же ответил: «Она говорит, что Б-г есть, а я это знаю».

    Именно поэтому история евреев, заключенная между двумя важнейшими вехами — дарованием Торы и приходом Машиаха — неразрывно связывает первое событие (отмечаемое в праздник Шавуот) с царем Давидом и Баал-Шем-Товом. Именно они сделали больше всего в еврейской истории, чтобы встреча неба и земли состоялась, чтобы «низшие поднялись к небесам, а небеса опустились к земле». Известно, что день смерти праведника отмечается не трауром, а праздником. Для царя Давида и Баал-Шем-Това это — Шавуот.

    Вот и мы поздравляем наших дорогих хэсэдцев – подопечных, волонтеров и сотрудников – с праздником Шавуот! Пусть Б-г слышит ваши молитвы и дарует каждому милость, благоденствие, мир и любовь!

    Хаг Шавуот самеах!

    Читайте также

    Архив